Часто задаваемые вопросы

В какой срок должны дать ответ на заявление?
Письменное (электронное) обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 14 рабочих дней со дня регистрации письменного (электронного) обращения.
В каких случаях и для каких работников прохождение медицинского осмотра является обязательным? Кто оплачивает прохождение медицинского осмотра работником?
Обязательные медицинские осмотры могут быть предварительными (при поступлении на работу), периодическими (в течение трудовой деятельности), внеочередными (по медицинским показаниям), постоянными (каждый рабочий день/смену). Предварительные и периодические медицинские осмотры обязаны проходить: - работники, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземные работы). Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, - работники, поступающие на работы, связанных с движением транспорта, - работники организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений. Внеочередные медицинские осмотры в соответствии с медицинскими рекомендациями проходят: - работники, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземные работы), - работники, поступающие на работы, связанных с движением транспорта, Медицинские осмотры в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) предусмотрены для работников, занятых на подземных работах, управляющих транспортными средствами. В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров. Во всех случаях обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. Работники на время предварительных, периодических и внеочередных обязательных медицинских осмотров освобождаются от работы, за ними сохраняется средняя заработная плата, которая исчисляется, исходя из его заработка за последние 12 месяцев. А время медицинских осмотров, которые проводятся в начале, в течение и в конце рабочего дня (смены), включается в рабочее время, соответственно оплата за время осмотра производится как за рабочее время. Требовать прохождения медицинских осмотров в случаях, не предусмотренных законодательством, а также требовать оплаты обязательных медицинских осмотров за счет средств работника работодатель не вправе.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯМ В КЫРГЫЗСТАНЕ?
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: В случае неправильного измерения, взвешивания, ошибочного расчёта, предоставления недостоверной информации о качестве товара или нарушения условий договора купли-продажи вы имеете право обратиться с письменной жалобой к продавцу или производителю. При покупке товара ненадлежащего качества потребитель имеет право требовать: бесплатного устранения недостатков продукции или возмещения расходов на их исправление; соразмерного снижения покупной цены; замены на аналогичный товар той же марки (модели, артикула); замены на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены; расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы за товар ненадлежащего качества. Права потребителей должны соблюдаться как при покупке товаров в магазинах, так и на онлайн-платформах. Независимо от способа покупки, потребитель имеет право на возврат средств за некачественные товары. ВАЖНО: Всегда требуйте кассовый чек или другой документ, подтверждающий факт покупки. КУДА ОБРАЩАТЬСЯ: В случае нарушения прав потребителей при покупке товаров (выполнении работ, оказании услуг), вы можете обратиться в Службу антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и торговли Кыргызской Республики, в правоохранительные органы, а также к общественным организациям, обеспечивающим досудебную защиту в пределах своих полномочий. Если продавец или поставщик услуг игнорирует письменное обращение, гражданин вправе обратиться в суд. Кто защищает права потребителей в Кыргызской Республике? Защиту прав потребителей осуществляет Служба антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики. Закон «О защите прав потребителей» гласит, что в течение 14 дней с момента покупки (не считая дня покупки) потребитель имеет право обменять товар на аналогичный при условии сохранения надлежащего качества самого товара, упаковки, этикеток и наличия чека. У государственных органов, рассматривающих обращения потребителей, существуют чёткие сроки рассмотрения жалоб. При покупке некачественного товара потребитель сначала должен обратиться к продавцу или поставщику услуг с соответствующими требованиями. В случае отказа — подать жалобу в уполномоченные органы, которые обязаны рассмотреть её в течение 14 рабочих дней. Товары надлежащего качества, не подлежащие возврату или обмену: изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней; технически сложные товары с гарантийным сроком; носочно-чулочные изделия, перчатки; постельные принадлежности для новорождённых; лекарственные препараты и другие медицинские изделия; косметика, парфюмерия, средства личной гигиены и бытовая химия; товары, отпускаемые на метраж (ткань, проволока и т.д.); швейные изделия и трикотажная продукция также не подлежат возврату. Закон Кыргызской Республики о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителями и производителями, исполнителями и продавцами товаров, работ, услуг. Он определяет права потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров, получение информации о товарах и их производителях, а также гарантирует защиту интересов потребителей на государственном и общественном уровнях. Механизмы реализации этих прав также установлены законом. Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Кыргызской Республики, Законом «О защите прав потребителей» и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.